История карьерных самосвалов

Самыми крупными автомобилями считаются  карьерные самосвалы. Производятся  они в небольшом числе  стран, в основном в тех, которые располагают обширными запасами  полезных ископаемых.

Эти машины обычно  работают вместе с мощными погрузчиками или экскаваторами, обеспечивая перевозку руды или угля. Перевозка, при этом, осуществляется по специальным дорогам. На обычных магистралях самосвалы появиться не могут, т.к. даже порожний карьерный самосвал отличается осевой нагрузкой  в 25-45 тонн. Их габаритная ширина, к тому же, значительно превышает 2,5 метра, что является пределом для машин на общих дорогах. По указанным  причинам карьерные самосвалы относят к внедорожным автомобилям.


Наиболее запоминающейся  моделью семидесятых годов был карьерный самосвал БелАЗ марки 549 с грузоподъемностью в 75 тонн. Его создание считается ключевым событием в истории  развития самосвалов. Главная особенность БелАз-549— электрическая трансмиссия постоянного тока. Генератор ГПА-600 приводится во вращение дизелем мощностью 1050 лошадиных сил. Он вырабатывает энергию для питания тяговых двигателей, которых на БелАзе два, мощностью по 230 киловатт каждый. Двигатели встроены в ступицы ведущих задних колес. Эту конструкцию принято называть мотор-колесом, и она позволяет без проблем создавать трехосные машины либо тягачи самосвального полуприцепа, оснащенные активными мотор-колесами.


На БелАЗ-549 отсутствует коробка передач и дифференциал, т.к.  регулирование тягового момента происходит  с помощью  приборов электрического управления. Такого рода трансмиссия, как показывает мировой опыт, более рациональна для карьерных самосвалов с грузоподъемностью превышающей 75 тонн. Она широко применялась в следующих моделях самосвалов БелАЗ.


Автомобиль БелАЗ-549 оснащен пневмогидравлической подвеской на всех колесах, весит примерно 67 тонн (за исключением нагрузки) и способен развивать скорость до 60 км/ч. Развивая скорость 35-40 км/ч, самосвал расходует 235 литров дизельного топлива на 100 километров.

Вывоз угля при открытых разработках требует участия карьерных самосвалов с увеличенной грузовой платформой, т.к.  удельная масса угля значительно меньше массы руды или скальной породы. С этой целью в 1972 году были созданы углевозы БелАЗ-7525 и БелАЗ-7510 на основе известных в то время карьерных самосвалов Бел АЗ-548А  и БелАЗ-540А.


На протяжении долгих лет в качестве основного самосвала для строительных работ использовался 12,5-тонный самосвал КрАЗ-256-Б1. Он происходит от легендарной модели ЯАЗ-210Е, выпущенной в 1951 года. Его замена в виде лице серийного КрАЗ-6505 обозначилась лишь в середине девяностых.


Машины с грузоподъемностью 8 и 10 тонн, используемые для выполнения схожих задач практически одновременно начали выпускаться в 77-78 годах. Это  КамАЗ марки "5511" и МАЗ марки "5549". Ранее также выпускался самосвал МАЗ-503Г, который был рассчитан на буксировку самосвального прицепа. Тягач, при этом, комплектовался гидровыводом, приводящим в действие гидроподъемник на прицепе. Похожей конструкцией  отличался также самосвал ЗИЛ-ММЗ-554, оснащенный прицепом ГКБ-819.


Мытищинским машиностроительным заводом на двухосных шасси ЗИЛ изготавливались четыре разновидности самосвалов: ЗИЛ-ММЗ-554М (1978 года), а также ЗИЛ-ММЗ-554 (1972 года) грузоподъемностью 5,7 и 4,0 тонны соответственно. Каждая модель обладала выводом гидросистемы на самосвальный двухосный прицеп. Самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502 (1975 года) и ЗИЛ-ММЗ-555 (1977 года), чья грузоподъемность составляла 6,0 и 5,2 тонны соответственно,  устанавливались на короткобазные двухосные шасси ЗИЛ.


Первые две модели самосвалов с трехсторонней разгрузкой были предназначены для транспортировки сельскохозяйственных грузов с малой удельной массы, поэтому их кузова были снабжены надставными бортами. На моделях же "4502" и "555" кузова могли разгружаться только назад, а сами самосвалы не имели способности транспортировать прицепы.


Кроме этих моделей существовали также их модификации "555К" и "45021" с 6-цилиндровыми двигателями ЗИЛ-1 57Д, вместо 8-ципиндровых, а также газобалонная модификация под номером "45022".


Часто крупными хозяйствами, обладающими собственными мастерскими, изготавливались либо основательно переделывались самосвалы МАЗ-5549, КрАЗ-256-Б1 либо ЗИЛ-ММЗ-4502, чтобы буксировать двухосные самосвальные прицепы, также самодельные.

САЗ (“Саранский завод автосамосвалов”) с 1975 года оснащал шасси ГАЗ-52-04 специальными кузовами для перевозки сельхоз грузов (САЗ-3509), а также промышленных и строительных грузов (САЗ-3504) с грузоподъемностью  2,4 и 2,25 тонны соответственно.


К самосвалам близок также самосвальный автопоезд модели МоАЗ-6401-9585. Он состоит из тягача одноосного, оснащенного 190-сильным дизелем, а также гидромеханической четырехступенчатой коробки передач и самосвального одноосного прицепа с грузоподъемностью в 20 тонн. Сочлененная машина могла поворачивать не с помощью изменения угла передних колес, а благодаря повороту звена поезда по отношению к другому звену. Это действие выполнялось двумя гидроцилиндрами.


Строительство завода торфяного машиностроения недалеко от городка Жодино, находящегося под Минском, началось в 1948 г. Уже к 1958 в Жодино с Минского автозавода передали производство двадцатипятитонных самосвалов МАЗ-525. В дальнейшем, предприятие обрело свое современное название - Белорусский автомобильный завод (сокр. БелАз). Первая модель, разработанная заводом самостоятельно, увидела свет в 1961 г. Это был БелАЗ-540. Уже в 1986 г. завод выпускал до 6000 единиц самосвалов в год, что на тот момент составляло более половины мирового производства.


За полвека своего существования предприятием выпущено было 120 тысяч единиц специальной карьерной техники. На сегодняшний день БелАЗы работают в более чем полусотни стран мира. Продукции завода неоднократно присуждались призы за отменное качество на всевозможных международных выставках.


1995 «БелАЗ» награжден Международной бриллиантовой звездой качества Мексиканским нац. институтом маркетинга.

В 1997 г. ПО «БелАЗ» удостоилось восемнадцатого Международного приза в номинации «За технологию и качество», определяемой Клубом лидеров торговли.

В 1998 г. ПО «БелАЗ» заслужило 10-ый Золотой приз Америки «За качество».

В 2000 г. ПО «Белаз» было удостоено престижной награды «Хрустальная Ника» в рамках Международной программы «Партнёрство ради Прогресса», а генеральный директор ПО «БелАЗ» Мариев П.Л. получил звание Директор года, а также Диплом и Золотую медаль.


Положение на сегодняшний день

БелАЗ успешно реализует один из крупнейших инвест-проектов на территории СНГ. На сегодняшний день завершено 2 из 3 запланированных этапов перевооружения производства. С этой целью были заключены договора и закуплено оборудование у чешской фирмы «ALTA» при содействии Чешского Экспортного Банка. Было выведено из эксплуатации 435 ед. устаревшего оборудования, в то время как введено более 300 единиц нового  на сумму свыше 90 миллионов долларов. Результатом проекта стало снижение износа оборудования с 89% до 59 %. При этом на предприятии продолжается обновление мощностей, предполагающее внедрение высоких технологий. В 2006 г. на Могилевском автомобильном заводе, который входит в БелАЗ, была завершена реконструкция литейного производства.

Система качества на этапах проектирования, разработки, производства, монтажа и дальнейшего обслуживании карьерных самосвалов полностью соответствует всем требованиям Международных стандартов ИСО 9000.


В 2004 г. первый в РФ сервисный центр БелАЗ был открыт на Кедровском угольном разрезе "УК "Кузбассразрезуголь". Центром осуществляются все разновидности ремонта большегрузных автомобилей в соответствии с авторской технологией "БелАЗа". Центр обслуживает не только Кузбасс, но также и другие регионы, напрямую реализуя также запчасти, агрегаты и узлы, что устраняет необходимость в посредниках.


В 2005 г. планируется собрать около 1400—1470 самосвалов. В плане значится крупнейший карьерный самосвал марки «БелАЗ-7560» с грузоподъёмностью 320 тонн, а также классической колёсной формулой 4х2. Машина такого типа была создана на БелАЗ впервые, всего же в мире не насчитывается и сотни машин подобных машин. Под этот проект заводом было инвестировано 9 миллионов долларов. Вес машины составляет 250 тонн, длина — 13 метров, высота составила 7.2 метров, а ширина — 11 метров,  двигатель же обладает мощностью в 3600 лошадиных сил. Уникальная модель самосвала будет поставляться в Россию, в Кемеровскую область. Кемеровские заказчики планируют в дальнейшем приобрести две машины такого типа.


В 2005 г. БелАЗ расширил объемы производства своей товарной продукции по сравнению с 2004 г. на 30,8 %.  Объемы выпуска потребительских товаров возросли на 9,5 %. При этом удельный вес новой продукции - 28,8 %. В соседнюю Россию в 2005 г. было отправлено более 64% от всей реализованной продукции.